ТОП-3 самых знаменитых традиций народов Северного Кавказа

Статья о традициях народов Северного Кавказа, которые дожили до наших времен, ТОП список самых знаменитых традиций Северного Кавказа.

Традиции народов Северного Кавказа
Традиции народов Северного Кавказа

Гостеприимство

Одна из первых ассоциаций со словом «Кавказ» — гостеприимство. Адаты, связанные с гостеприимством, — едва ли не самый важный аспект быта горцев. Традиции гостеприимства прочно укоренились в культурах народов Кавказа, они до сих пор существуют и во многом определяют быт горцев. У каждого кавказского народа существовали собственные традиции, связанные с гостеприимством, но они имели много общих черт. У горцев бытовало поверье: насколько хорошо ты примешь гостя, настолько и воздаст тебе Всевышний. Убеждение, что гость приносит с собой счастье и благо­получие семье, прочно утвердилось в сознании горцев.

Хозяин не имел права отказать гостю в приюте. За отказ принимать гостя человек мог не только потерять социальный престиж, но и мог быть изгнан из общины. Гостю накрывали очень богатый стол. У многих северокавказских народов в честь приезда забивали животное, даже если в доме было свежее мясо. Гостю всегда отводилась отдельная комната. Чем больше гостей принимал хозяин, тем выше был его социальный статус, ведь гость считался благодатью. Обидеть гостя считалось большим позором для хозяина дома. Он прилагал все усилия, чтобы обида прошла, и о ней не узнали члены общины. Прощаясь с гостем, хозяин дома говорил ему теплые напутственные слова и приглашал в будущем погостить у него снова. Гость, в свою очередь, благодарил хозяина за радушный прием и желал ему благополучия и изобилия.

Считать, что гость имел одни только права и при этом не имел обязанностей, неверно. Гость обязан был оставаться на ночь в том доме, в который он попал изначально. Если даже чужак попадал в небогатый дом, где ему не могли предложить шикарных покоев, он должен был остаться. Если гость уходил из одного дома в другой, он мог сильно обидеть хозяина и стать его врагом. Гость не должен был задерживаться в гостях надолго. Продолжительный визит мог быть очень обременительным для хозяев, хотя они никогда бы этого не сказали и не показали. И не уходить слишком быстро. Этим гость рисковал обидеть хозяина. Путник мог оставаться в гостях три дня. Спустя три дня хозяин имел право поинтересоваться у него о продолжительности его визита. Гость не должен был объедаться в гостях. Даже если гость был очень голодным, он должен был себя сдерживать. Чревоугодие на Кавказе считалось пороком. Хотя стол для гостя всегда изобиловал сытной едой. Гость должен был избегать способов обидеть хозяина. Гость мог обидеть хозяина, отказавшись принимать его подарок, или же предложив ему плату за предоставление ночлега. Гостеприимство на Кавказе было абсолютно безвозмездным. Хозяин дома получал только нематериальную выгоду от своего гостеприимства — уважение односельчан. Хотя часто за радушие гость мог вручить хозяину какой-нибудь подарок в знак благодарности.

Кавказские традиции гостеприимства с течением времени претерпели значительные изменения, хотя до сих пор очень сильны. Каждый желающий сможет проверить это самостоятельно, посетив Кавказ.

Похищение невесты

Это, наверное, самый неоднозначный обычай на Кавказе, и распространен практически у всех народов. Как говорил один из героев всем нам известного фильма «Кавказская пленница», «Похищение невесты – это древний и красивый обычай!». С тех времен изменилось многое, но кража невест не теряет актуальности и по сей день.

Причины обычая:

  1. Первый случай связан с так называемым «техническим» похищением, когда все действие инсценируется с согласия обеих сторон с целью, чтоб не платить калым. Согласно обычаю, в случае похищения выкуп платить не нужно.
  2. Вторая причина этого обычая связана с тем, что на Кавказе не принято выдавать замуж младшую дочь раньше старшей. Но если у младшей уже есть жених, они готовы заключить брачный союз и родители не против этого, от кража невесты — это единственный выход.
  3. Если девушка и ее родители против данного брака, или социальный статус парня намного ниже статуса невесты в обществе, и он уверен, что семья никогда не согласится выдать за него свою дочку, то жених решается на тот шаг.
  4. Иногда решение о похищении взаимно, например, молодые люди нравятся друг другу, но родители не одобряют брак или уже подыскали своим детям более подходящих кандидатов.

Сам процесс похищения заключается в самом похищении и в том, что невеста проводит ночь в доме жениха, после чего должна принять решение: выйти замуж за похитителя или нет. Но не всегда похищение воспринимается одинаково. Для одних девушек кража является проявлением влюбленности и серьёзных намерений, но для других это ничто иное как проявление дикости. По современных законам этот обычай преследуется по уголовным законам. Романтика может обернуться физическим или моральными травмами или вылиться в меж родовую вражду. Хотя, если осуществить эту традицию с максимальной адекватностью, то крайностей можно избежать. Это правило, в принципе применимо во многих сферах нашей жизни.

Обычай кровной мести

Кавказ принадлежит к числу достаточно редких в мире регионов, где кровная месть, возникнув в глубокой древности, никогда не прерывала свою историю, существует в некоторых местностях и поныне. Этот обычай Кавказа противоречит не только светским законам государства и моральным устоям, но и всем религиозным канонам. Тем не менее, на протяжении веков обычай кровной мести позволял сохранять стабильность и мир в регионе. Каждый горец знал, что за свое деяние придется отвечать и платить точно такую же цену. Кровная месть очень часто воспринималась не отмщением за убийство, а как восстановление чести и справедливости. И такое положение дел устраивало многих.

Кровная месть не имела срока давности. Бывали случаи, когда месть была осуществлена через 50 или 100 лет, даже если виновник смерти и его близкие родственники умерли. Поэтому у кавказских народов до сих пор считается, что лучше решить все вопросы, связанные с кровной местью, как можно быстрее, чтобы потомкам жилось спокойно. Когда кровник умирает естественной смертью, не дождавшись ни мести, ни прощения, под удар попадают его ближайшие родственники – брат, сын, внук, а если таковых нет, то другие родственники-мужчины. С течением времени, особенно с изменением социально-экономических условий на Северном Кавказе в конце XIX – начале ХХ в., возникло понимание, что кровная месть как способ решения конфликта приводит лишь к бесконечной череде взаимных убийств и подрывает общество изнутри. Поэтому в целях самосохранения был выработан ряд способов предотвращения убийств и замена их штрафом.

Сегодня обычай кровной мести отчасти сохраняется во всех республиках Северного Кавказа. Так в середине 2000-х годов около 15% всех убийств и покушений в республике были так или иначе связаны с кровной местью. При этом, как подчеркивают представители правоохранительных органов Дагестана, именно институт кровной мести блокирует разгул преступности в горных районах, где этот обычай распространен больше всего.

Послесловие

Несмотря на неоднозначность некоторых традиций, они живы по сей день, являясь неотъемлемой частью жизни народов Кавказа. Они помогали выжить на протяжении тысячелетий, зачем от них отказываться. Но, с другой стороны, время изменилось, общество и человечество, в целом, развиваются. Зачем тянуть за собой пережитки, которые только могут усложнить жизнь, убийства, месть, неволю невесты? Может важно взять с собой в будущее только самое лучшее, гостеприимство и романтику? А может ли одно без другого существовать? Вопрос порождает еще больше вопросов. Интересно знать ваше мнение в комментариях.

Еще по теме:

Автор: Северный Кавказ

Серия статей по истории народов Северного Кавказа с древнейших времен до современности.

2 комментария

  1. Не стоит путать гостеприимство и куначество. Кунаками объявлялись двое мужчин, не приходящихся друг другу кровными родственниками и не состоящие в одной общине. Как правило, кунаками становились люди разных народностей. Кунаков можно было назвать побратимами — некровными братьями — настолько близкими были их отношения. Не каждый гость на Кавказе становился кунаком. Если горец предлагал гостю побрататься, это означало, что общество последнего ему очень приятно и что он ему всецело доверяет. Будущие кунаки давали друг другу клятву вечной дружбы, символически выпивали из одной посуды и дарили друг другу ценные подарки, которые подтверждали братские клятвы. Часто куначество имело многопоколенческий характер, кунаками часто были дети и внуки «гостя» и «хозяина». Кунак был обязан ценой своей жизни защищать побратима, он по первому зову должен был откликнуться на просьбу о помощи, кунак в любое время года и суток, вне зависимости от материального состояния и состояния здоровья, должен был принять брата в своем доме. За насильственную смерть кунака мстили, как за смерть кровного родственника. Убийство кунака каралось по всей строгости, а за предательство побратима мужчину со всей семьей могли изгнать из общины. В видоизмененной форме куначество бытует на Кавказе и по сей день.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *