Северный Кавказ в годы революции

Содержание:

  1. Проблемы и противоречия на предреволюционном Кавказе
  2. Развитие событий на Северном Кавказе после февраля 1917 года
  3. Северо-Кавказские горцы в гражданской войне
  4. Советское национально-государственное строительство в регионе

Проблемы и противоречия на предреволюционном Кавказе

В советской историографии, господствовавшей долго, присутствовал тезис о том, что царизм угнетал окраины империи, а сама Россия являлась тюрьмой народов. К моменту начала социальных потрясений, горцы в большинстве своем проживали в соответствующих округах Кубанской, Терской, Дагестанской областей. По отношению к ним осуществлялось военно-народное управление. Низшие чиновники с 1905 года стали выбираться сельскими общинами, то есть усиливалось самоуправление на местах.

А у русской администрации сосредотачивались полномочия по поддержанию внешнего порядка. Делопроизводство велось как на русском, так и на арабском языках. Российская администрация не пыталась насильственно русифицировать и христианизировать коренное население и даже сохраняла местные культуры и обычаи за счет открытия национальных школ. В Кабарде, например, только за 4 года с 1898 по 1902 годы возникло 27 школ. Но этнокультурные контакты между русскоязычным и коренным населением развивались медленно и неравномерно. В Осетии и Приморском Дагестане это сближение шло более интенсивно, нежели в Чечне, нагорном Дагестане или Балкарии.

Рост численности горского населения приводил к обострению земельного вопроса. После окончания Кавказской войны в Закубанье, Ингушетии, Чечне более плодородные земли были переданы кубанским и терским казакам. Так 27 станиц сунженского и кизлярского отделов Терского войска были основаны на исконных землях ингушей и чеченцев. Возросшее карачаевское население также нуждалось в расширении своего жизненного пространства, но довольствовалось лишь арендой земли и пастбищ у кубанских станиц Красногорской, Зеленчукской, Стороживой. Все это приводило к конфликтам между горцами и казаками, некоторые из которых длились долгие годы. Например, вражда между кубанской станицей Рязанской и адыгским аулом Годукай в 1863-1918 годах.

Отдельные горцы выбирали такой способ сопротивления как абречество, то есть уход в горы и партизанские нападения на царскую администрацию, русское население, почту, дороги и так далее. Абречество часто терло изначальное благородство и превращалось в грабежи и уголовщину. Некоторые из абреков долгое время пользовались поддержкой коренного населения. Большую известность на Северо-Западном Кавказе получил Зелимхан Харачоевский, нападения которого продолжались с 1901 по 1913 годы.

Не всегда гладко складывались отношения между официальной властью и горским мусульманским духовенством. Поражение Шамиля не означало исчезновение мюридизма. Часть шейхов и мул проводила антироссийскую пропаганду и действия, за что подвергались репрессиям — ссылка в европейскую часть России или Сибирь. В целом, на Северном Кавказе, как и на прочих окраинах Империи, сохранялись проблемы и противоречия, требовавшие разнообразных и длительных по времени решений.

Развитие событий на Северном Кавказе после февраля 1917 года

События февраля 1917 года явились неожиданностью для Северного Кавказа, но затем горская верхушка стала поддерживать определенные действия. В мае и сентябре 1917 года прошли первый и второй съезды горцев Кавказа и был создан союз объединенных горцев. Во главе этого органа встали крупные кавказские предприниматели и помещики. Союз был объявлен правительством независимым от России, хотя сотрудничество сохранилось с атаманами Кубанского и Терского войск и временным правительством, обещавшим создать на Кавказе федеративное устройство. Вскоре каждый из Северо-Кавказских народов стал организовывать свои структуры. В марте 1917 года в Грозном возникает чеченский национальный совет.

Будучи немногочисленными и слабыми, горские помещики и предприниматели не имели массовой популярности и очень быстро, особенно на Северо-Восточном Кавказе, их конкурентами за власть выступили исламское духовенство и суфийские шейхи. В 1917 году они выдвигают сепаратистские лозунги отделения Кавказа от России и создания имамата.

В чечне и Дагестане появляются свои духовные лидеры — Мулла Сугаип Гайсумов (Чечня) и Шейх Дени Арсанов (Чечня); аварцы — Шейх Узун Хаджи Салтинский, Мулла Нажмудин Гоцинский; Дагестан — Шейх Али Хаджи АкушинскийВ 1917 году усилиями этих лидеров возникают Северо-Кавказский Эмират в Чечне и Шариатская монархия в Дагестане.

Падение самодержавия, особенно в Терской и Дагестанской областях,где коренное население преобладало, было воспринято как сигнал к антирусским действиям. Уже в апреле 1917 года чечены и ингуши начинают массовые нападения на станицы и хутора, а в октябре 1917 года кумыки и чеченцы аккинцы уничтожают более 170 русских, молдавских и немецких поселений в Северном Дагестане.

Северо-Кавказские горцы в гражданской войне

Октябрьский переворот 1917 года не признали казаки правительства Кубанской и Терской областей. Поэтому в январе 1918 года большевики открывают первые действия гражданской войны на Кубани. В разворачивающейся схватке между красными и белыми, основная масса горцев  не желала принимать участия, хотя больше склонялась в пользу представителей Ленина, Серго Орджоникидзе и Сергея Кирова. Именно им удалось привлечь многих горцев и даже мусульманское духовенство лозунгами о передаче земли и предоставлении автономных прав. Тем более что эти лозунги подкреплялись конкретными действиями.

Уже в начале 1918 года большевики осуществляют выселение четырех казацких станиц с Сунжи и передают земли ингушам. В Осетии еще летом организовывается «Кермен», группа сочувствующая большевикам и требующая предоставить автономию и передачу казацких земель горской бедноте.

Более активно поддерживали большевиков чеченцы и ингуши, которые делали это не из-за любви к коммунизму, а из желания покончить с терскими казаками, их давними врагами. Имам Шариатской монархии Узун хаджи Салтинский призывал дагестанцев сотрудничать с большевиками, рассчитывая, что последние после разгрома белогвардейцев, дадут Дагестану свободу.

Но многие и горской знати поддерживали белое движение, а горцы Северо-Западного Кавказа воевали в добровольной армии генерала Деникина, Черкесском полку генерала Недели и Карачаевском дивизионе. Впрочем руководители белого движения не получали массовой поддержки горского населения из-за негибкости собственной политики.

Большевики, напротив не скупились раздавать обещания. Но, уже к осени 1920 года, после разгрома основных сил белых, быстро забыли свои обещания. Тогда в частности были расстреляны  представители шариатской монархии.

Советское национально-государственное строительство в регионе

После утверждения советской власти на Северном Кавказе, большевики боялись выступлений и мятежей. Они начинают бывших имперских административных единиц, то есть Кубанской, Терской, Дагестанской областей, Ставропольской и Черноморской губерний.

В первой половине 1918 года провозглашается Кубано-Черноморская, Ставропольская и Терская советские республики, которые в июле 1918 года сливаются в Северо-Кавказскую советскую республику, с центром в городе Екатеринодар, затем в Пятигорске.

Северный Кавказ в годы революции
Открыть в полном размере

После завершения гражданской войны горцы получат новое административное устройство. В январе 1921 года в составе РСФСР образуются: Дагестанская автономная ССР с центром в городе Махачкала; Горская АССР с центром во Владикавказе. Однако, в конце 1921 года из-за острых национальных разногласий начался распад Горской АССР. В результате возникают: Кабардинский автономный округ, Карачаевский автономный округ, Чеченский автономный округ, Черкесский автономный округ. В составе Горской АССР остаются осетины и ингуши, которые в 1924 году разделяются на Северо Осетинский автономный округи Ингушский автономный округ.

В руководство всех этих национальных образований, в отличие от царских времен, вводится интеллигенция и сторонники коммунизма. Передача части полномочий коренным народам не избавила от проблем, так как появились новые проблемы в виде клановости и землячества.

©ncau.ru
создано на основе личных студенческих записей  лекций и семинаров

Еще по теме:

Автор: Северный Кавказ

Серия статей по истории народов Северного Кавказа с древнейших времен до современности.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *