Содержание:
- Этническая ситуация на Северном Кавказе к началу 10 века
- Этногенез карачаевцев, балкарцев и кумыков
- Дагестан в 10-начало 13 веках
Этническая ситуация на Северном Кавказе к началу 10 века
После падения Хазарии этнические процессы на Северном Кавказе к концу 10 века эволюционируют по нескольким направлениям.
Дальнейшее развитие получает Аланское государство, о самих алан зависит целый ряд местных народов. На Северном Кавказе издревле населенном предками адыгов (касоги, зихи, кашаки), аланы также подчиняют определенную их часть. Большая половина адыгов сохраняют независимость. Отличительной чертой их жизни становятся постоянные междоусобицы. Благодаря соседству с Черным морем, предки адыгов поддерживают постоянные торговые связи с Византией и Малой Азией.
Весьма расплывчаты свидетельства той эпохи в отношении вайнахов. Лишь в грузинских хрониках встречаются упоминания о неких дурдзуках, обитавших в горах. Впрочем в тот момент земли современной Ингушетии и западной части Чечни находились под сильным воздействием алан, о чем свидетельствовало месторасположение аланской столицы, город Магас.
В степной части Кавказа аланское влияние было относительным, ибо здесь их постоянными конкурентами выступали все новые и новые орды кочевников. После разгрома Хазарского каганата, Северо-Кавказские степи заполняются печинегами и гузами, народами также тюркского происхождения.
К концу 11 века эти степные пространства оказались во власти половцев (кипчаки, куманы). Сами половцы охватывают в тот момент громадные пространства от Волги до Дуная. Поэтому не случайно, что эти территории в 12 веке получают именование Дешт-и-Кипчак, то есть половецкая земля.
Этногенез карачаевцев, балкарцев и кумыков
В период средневековья тюркоязычные кочевники сыграли значительную роль в этногенезе ряда местных народов. Ученые полагают, что именно в это период, 12-14 века, активно протекали процессы формирования карачаево-балкарской народности. Ее основу составляли автохтонные племена, носители кобанской культуры. Приблизительно в 4 веке с ними слилась определенная часть алан, которые были вытеснены гуннским нашествием.
В 7-8 веках хазарами в целях обеспечения безопасности от арабских вторжений, в верхней Кубани размещаются болгары. В 7-8 веках половцы довершают процессы этногенеза карачаевцев и балкарцев. Уникальность этих народов в том, что в антропологическом отношении они являются носителями местного кавказского типа, а разговаривают на тюркском диалекте.
Аналогичные процессы имели место по отношению к кумыкам, которые с давних пор населяли равнинную часть Северного Дагестана. Антропологические исследования показывают отсутствие каких либо различий между кумыками и прочими коренными народами Дагестана. Часть аборигенов равнинного Дагестана подверглась длительной ассимиляции со стороны кочевников тюрок. Причем эти процессы протекали еще с 4 века. В итоге, к 14 веку в северном и центральном плоскостном Дагестане фиксируются тюркоговорящие кумыки.
Дагестан в 10-начало 13 веках
Существенные изменения происходят в 10 веке и в Дагестане, который до этого пребывал в орбите влияния могущественного Арабского халифата. Центральные районы горного Дагестана по-прежнему занимало политическое образование Серир (с арабского сахиб сарир аз-захаб, то есть страна владетеля золотого трона), в который в тот момент включались земли аварцев, части лакцев и даргинцев. Правитель Серира имел титул нуцала и поэтому эти земли именовались нуцальство.
В этот момент в горном Дагестане упоминаются другие объединения: гумык (кумух) в землях лакцев, хайдак (кайтак) в землях даргинцев, зерих геран, куда входили аул Кубачи и ряд окрестных селений. Кабачницы родствены даргинцам, но уже к 13 веку их занятием становится ремесло.
Северная прикаспийская часть Дагестана в период арабских нашествий получает название сахль (с арабского, равнина). Арабы подчинили себе эти земли и в период правления наместника Масламы, они на этих землях поставили своего правителя, получившего титул шанхал. Резиденцией шанхалов становятся два селения, Кумух и Тарки. Вот почему это образование получает название Шамхальство Тарковское. После ухода арабов шанхалы продолжили и завершили процессы исламизации кумыкского населения.
Власть нуцалов и шанхалов была наследственной, это было нетипично для остального горного Дагестана, где чаще всего социальное устройство было представлено вольными общинами. На юге Дагестана также существовали политические объединения на племенной основе табасаран. Однако, в силу близости Дербента и Закавказья, эти объединения не всегда были самостоятельными.
После распада Арабского халифата, местные дербентские правители в 70-х годах 9 века создают собственное арабское образование Дербентский эмират. Благодаря транзитному расположению Дербента, купцы извлекают прибыли из морской и сухопутной торговли. Уже с конца 8 века начинает чеканиться собственная монета. Власть в Дербенте принадлежала группе знатных феодальных семей арабского происхождения. Из их числа избирались эмиры (правители), которые в своей повседневной политике опирались на раисов (городские старшины).
К концу 8 века в Дербенте прочно укрепляются позиции ислама, поэтому дербентские правители и жители становятся воинствующими миссионерами. Из Дербента периодические организовываются походы против язычников Южного и Центрального Дагестана, причем насаждение ислама производится в буквальном смысле «огнем и мечом» . Упорствующие уничтожаются, а их селения сжигаются. Сами участники походов называются гази, то есть борцы за веру.
В 10-начале 13 веков Дербент — признанный культурный центр Южного Дагестана. Здесь широкое распространение имеет арабская литература и философия. Из числа местных грамотных людей появляются авторы различных произведений. Так в 11 веке свои произведения публикуют философ Абу Бекр, поэт Юсуф аль Дербенди, публикуется «История Дагестана и Ширвана» на арабском языке.
В Дербенте строятся медресе (духовные исламские школы). Здесь проживают толкователи шариата (на арабском факих — ученый человек). Таким образом, Дербент и его жители являются распространителями арабской культуры. В силу того, что Дербент занимал удобный естественный проход, эти земли после ухода арабов остаются объектом посягательств со стороны последующих завоевателей.
К концу 9 века в Северной части Азербайджана сформировалось государство Ширван, власть в котором оказалась в руках потомков арабских завоевателей, принявших титул Ширван-шахов. Ширван-шахи подчиняют своему влиянию объединения лайран (земли лезгин), табасаран, пытаются контролировать сам Дербент. Дербентским эмирам удается сохранить собственную независимость, хотя в отдельные периоды им приходится признавать вассалитет от Ширвана.
Во второй половине 11 века юг Дагестана временно захватывают турки-сельджуки и местное население платит налоги в пользу султана. В 12 веке господство турков-сельджуков прекращается, но возрастает влияние соседней Грузии, особенно на западный горный Дагестан. Здесь складывается ситуация конфессионального противоборства, то есть христианские миссионеры из Грузии борются здесь с исламскими проповедниками из Дербента и Ширвана.
©ncau.ru
создано на основе личных студенческих записей лекций и семинаров