Тмутараканское княжество и Северный Кавказ

Отношения между Россией и Северным Кавказом имеют давние традиции и восходят ко временам еще раннего Киевского государства. Согласно летописи и известиям различных восточных авторов уже в начале X века древние русы совершали экспедиции через Волгу к Каспийскому морю. Несколько позднее с Прикаспия начинаются проникновения дружин восточных славян и варягов на северо-западный Кавказ, и вскоре логическим продолжением этого присутствия стало возникновения Тмутараканского княжества.

Впервые название Тмутаракань встречается в 988 г. На протяжении ста лет Тмутаракань упоминается в известной «Повести временных лет». Спустя век появляется в «Слове о полку Игореве», а затем возникает молчание на пять столетий.

В начале XVII в. с появлением первых русских поселений на Северном Кавказе, в частности на нижнем Тереке и затем на нижней Кубани, возникает интерес к этому региону. Ученый монах Дмитрий Ростовский одним из первых задается вопросом «Где находилась Тмутаракань?». Через 30 лет академик Готлиб Байер (1694-1738), немецкий историк и филолог, заметил, что «Тмутаракань это то самое место, которое у Константина Багрянородного называется Таматаркою и полагается против Босфора или Корчи. Ныне это Темрюк и лежит против крепости Тамана». Однако видные российские историки XVIII в В.Н.Татищев, а затем и М.М.Щербатов не были уверены в этом.

Разрозненные данные русских и греческих источников не позволяли составить целостную картину. А археологические исследования затруднялись тем, что местное население употребляло найденные материальные свидетельства в строительных целях.

Между учеными того времени велись жаркие споры по поводу не только расположения (некоторые искали город-княжество под Астраханью, другие -под Рязанью, третьи — под Киевом), но и по поводу существования Тмутаракани, как таковой. Конец этим спорам положила находка, так называемого «Тмутараканского камня», представлявшего собой мраморную плиту или вернее мраморный столб. Он был найден «04.07.1793г. на о.Фанагория служителями первого батальона Таврического егерского корпуса». Главная ценность камня состояла в надписи, согласно которой князь Глеб в 1068г. измерил по льду расстояние от Тмутаракани до Корчева (ныне Керчь). Таким образом, ученым стало доподлинно известно расположение этого древнего города. И к настоящему времени среди ученых более не существует разногласий относительно тождества нынешней станицы Тамань в Краснодарском крае с древнерусским городом Тмутараканью.

Тмутараканское княжество
Открыть в полном размере

По сей день не существует специального исследования истории Тмутаракани. Еще в начале XX в известный русский археолог А.Спицын, позднее В.Смирнов в статье «Что такое Тмутаракань?», а затем в 1956г советский византиевед А.П.Каждан замечали, что история Тмутаракани «темна». Правда, в 1970-80 гг. появились серьезные работы советского археолога А.В.Гадло, позволившие значительно продвинуться в изучении этой темы.

Следует отметить, что некоторые сведения о Тмутаракани сохранились и в ряде адыгских преданий.

Проблема источников остается актуальной и сейчас. Их фонд пополняется медленно, а дискуссии ведутся по вопросам, связанным с интерпретацией уже хорошо известных письменных и археологических данных.

История исследуемого города начинается с VI в до н.э., когда выходцы из Ионии, возглавляемые неким Гермоном, закладывают на этом месте поселение, вскоре превращающееся в большой город, которому дано было имя Гермонасса. Уникальность этого поселения оказалось в том, что жизнь в нем практически не прерывалась со времен основания до наших дней (с конца XV в -основание турецкого поселения Тамань до устройства одноименной станицы в XVIII в.).

Начало проникновения русов на северо-западный Кавказ было положено походом Святослава Игоревича 965-966 гг., в котором он наносит сокрушительный удар умирающей Хазарской империи, кроме того он разгромил выступивших против него алан и касогов. После чего к X в. открылась возможность для колонизации нижнего Дона и Приазовья, куда «вслед за дружинами потянулся земледельческий и ремесленный люд».

В 988 г. после захвата ряда крымских городов дружинами князя Владимира Святославовича, часть русов высадилась и овладела некоторыми районами Таманского полуострова. Так было положено начало Тмутараканского княжества, в состав которого вошли часть Тамани и Крымского побережья с городом Корчев и его окрестностями. В 988г. в Тмутаракань на княжение был посажен Мстислав Владимирович, который правил около 34 лет.

Помимо руссов в Тмутаракани проживали хазары, греки, аланы, касоги (адыги), «обезы» (абазины). Соседние племена платили дань и поставляли воинов князю Мстиславу. Несколько раз прибрежные адыги пытались избавиться от Тмутараканской зависимости. Хорошо известна попытка 1022г., когда выступление возглавил адыгский князь Редедя. В личном поединке Мстислав одолел Редедю, и по их договоренности перед боем он, как отметил летописец «шедъ в землю его, взя всё именье его и жену его и дети его, и дань возложи на касогы». Сыновей Редеди крестили и дали им имена Юрий и Роман. С Романом Мстислав даже породнился — выдал за него свою дочь.

Это родство с детьми погибшего князя ставило Мстислава главой адыгской общности, что давало ему право облагать данью подвластное население (подобное родство регулировалось горскими адатами). Таким образом, Мстислав стал полновластным хозяином над народами, до него принадлежавшим Редеде. Этим правом пользовались и все последующие Тмутараканские князья. Причем дань бралась не только с касогов, но и с других племен граничащих с адыгами. В память об этой победе была построена церковь в 1023г., ее фундамент был обнаружен во время раскопок 1952-55 гг. известным ученым Б.А.Рыбаковым.

В 1023г. Мстислав вступает в борьбу со своим братом Ярославом за отцовское наследство. Он не раз приводил под Киев дружины, где было немало хазар, алан и адыгов.

В 1024г. Ярослав терпит поражение при попытке выдворить брата из Чернигова (битва при Листвене) и заключает с Мстиславом договор, по которому все левобережье Днепра достается Мстиславу, а Чернигов становится столицей Мстиславского княжества. С этого момента Тмутаракань определяется вотчиной черниговских князей.

Следует отметить, что спустя несколько лет после похода Мстислава 1022г., касоги собрали большое войско, и с целью отомстить за любимого богатыря Редедю разорили «Тамтаракайскую» область. Считается, что с 1023 по 1029 гг. Тмутаракань временно была потеряна русскими князьями, и ею владели касоги.

Хотя территория Тмутараканского княжества была относительно невелика, оно явилось крупным политическим и экономическим центром, и контролировало Подонье, Кубань и нижнюю Волгу. Наивысший рассвет княжества пришелся на правление Мстислава, который ко всему прочему правил княжеством независимо от киевского князя Ярослава Мудрого.

После смерти Мстислава в 1036 г. власть над Тмутараканью, как и впрочем над всеми киевскими землями переходит к Ярославу. А после смерти Ярослава в 1054г. черниговская земля и «вся страна восточнее и до Мурома» переходит к его четвертому сыну Святославу. Святослав, понимая, что такой далекий город оставлять нельзя передает власть над Тмутараканью своему сыну Глебу.

Любопытно отметить, что в 1059 и 1077гг. Тмутаракань посещает игумен Киево-Печерского монастыря Никон, который строит там вторую церковь и проводит антигреческую политику.

В 1064 г. князь-изгой Ростислав Владимирович (внук Ярослава Мудрого) выгоняет Глеба и захватывает Тмутараканский престол. В результате заговора Ростислав был отравлен и на княжение в Тмутаракань вернулся Глеб, который в 1068г. измерил расстояние от Тмутаракани до Корчева.

В марте 1073г. Святослав Ярославович захватил великокняжеский престол и отправил на тмутараканское княжение сына Романа (брата Глеба). После гибели Романа Тмутараканью управляет Ратибор. 18 мая 1081г. в Тмутаракани появляются два князя-изгоя Давид Игоревич и сын Ростислава Тмутараканского Володарь, которые берут в плен Ратибора.

Город становится излюбленным местом изгнанных князей, представлявших черниговскую ветвь и враждовавших с Киевом, которые рассчитывали найти не только безопасное убежище, но и военную помощь в лице северокавказских народов или половцев. К тому же Тмутаракань, представлявшая собой богатый торговый центр, вполне обеспечивала безбедное существование самих князей.

Византия в это время вела войны с турками-сельджуками на юге и с половцами — на севере, Херсонес (центр византийских связей с Причерноморьем и Киевской Русью) находился в экономическом и политическом упадке, что требовало новых приобретений в Крыму и Северном Причерноморье вместо Херсонеса. Тем более что слабеющая империя нуждалась в регулярном подвозе продовольствия для Константинополя (азовская и черноморская рыба) и нефтяных источниках для стратегического оружия византийцев «греческого огня». Нефтяные источники в самой Малой Азии к этому времени уже были в руках турок и соответственно стали недосягаемыми для «ромеев». Все это привело к активизации политики Византии в Крыму и на Северном Кавказе. Князь Олег Святославович в 1083г. при содействии Византии становится правителем Тмутаракани и таким образом оказывается в роли наместника византийского императора в нефтеносных районах Приазовья.

В результате очередных междоусобиц русские князья не могли проводить твердую внешнюю политику и контролировать отдаленные владения. Свою роль сыграли и враждебные половецкие орды, отрезавшие Приазовье и северное Причерноморье от остальной территории Руси.

Закономерным итогом этих событий становится то, что примерно с 1094г. Тмутаракань переходит под византийское владычество, но, несмотря на это, туда продолжают прибывать и торговать русские купцы.

Следует подчеркнуть, что внук Олега, Новгород-Северский князь Игорь Святославович хотел вернуть Тмутаракань, но его попытки не увенчались успехом. А правнукам Олега было уже не до Тмутаракани — на пороге стоял новый враг — татаро-монгольские завоеватели.

Тмутараканское княжество было надежным форпостом Киевского государства для налаживания торгово-экономических и политических связей с Востоком и народами Северного Кавказа, а также для охраны южных рубежей Руси от кочевников. Но в силу ряда политических обстоятельств Тмутараканское княжество перестало существовать, а затем бурные события и столетия войн на Северном Кавказе помогли «успешно забыть», что когда-то на отдаленной окраине Древнерусского государства существовало княжество с необычным для русского слуха названием Тмутаракань.

©ncau.ru
создано на основе выступления на конференции

Еще по теме:

Автор: Северный Кавказ

Серия статей по истории народов Северного Кавказа с древнейших времен до современности.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *