Содержание:
- Вхождение земель Дагестана в Кавказскую Албанию
- Влияние на Южный Дагестан Сасанидского Ирана
- Хазаро-арабское соперничество и ислам в Дагестане в 8-9 веках
Вхождение земель Дагестана в Кавказскую Албанию
Дагестан располагается в Северо-Восточной части Дагестана и состоит из двух климатическо-природных частей:
- Северный и Прикаспийский районы — равнины с мягким теплым климатом;
- Центральный и Южный Дагестан — высокие, безлесные, сухие горы и достаточно суровый климат.
Главная особенность этого региона в том, что наиболее удобные проходы, соединяющие Северный Кавказ и Закавказье, расположены в Дагестане. Этот факт повлиял на то, что эта часть Северного Кавказа постоянно оказывалась вовлеченной в различные исторические процессы, разворачивавшиеся на сопредельных территориях.
Около 4 века до н.э. в Восточном Закавказье (современные Азербайджан, Восточная Грузия, Карабах) создается раннее рабовладельческое государство Кавказская Албания, с состав которого включаются южные районы Южного Дагестана.Кавказская Албания — многонациональное государство, до 26 племен, среди которых упоминаются: албанцы, каспии, гелы, утии и так далее. Основные занятия — плужное земледелие, отводное скотоводство, садоводство, выращивание винограда. Развивались ремесла и торговля. Центр государства — Кабала (Кабалсика или Капалак). В Кавказской Албании почитали культ Луны, Солнца и Огня. В 1 веке до н.э. албанцы сумели отразить натиск римлян и отстоять независимость. Социальная дифференциация албанского общества выражалась в его делении на:
- храмовые рабы;
- крестьяне общинники;
- жрецы;
- знать.
В 3 веке н.э. на территории Албании начинают формироваться феодальные отношения, которые ускорятся в начале 4 века с принятием христианства. Церковь превращается в крупного земельного собственника. Обязательна десятина, налог в пользу церкви. В 4-8 века Христианская Церковь обладала самостоятельностью, имела автокефальный статус.
В конце 3 века нашей эры Кавказская Албания попадает под власть соседнего Ирана, где правит династия Сасанидов. По все территории страны, в том числе в Южной и Приморской частях Дагестана, размещаются персидские гарнизоны. На жителей распространяются налоги и государственные повинности в пользу персов.
В этот же момент положение албанцев усугубляется из-за натиска кочевников. Племена савиров и гуннов используют Приморский Дагестан для вторжения в Закавказье.
В 4-5 веках албанские правители всячески пытались избавиться от персидской зависимости. В их восстаниях принимали участие коренные народы Дагестана (лезгины, табасараны, агулы, рутульцы, цахуры, лакцы). Тем не менее Сасанидам удалось сохранить свое господство и до середины 7 века Южный Дагестан удерживали персидские наставники марапаны.
Влияние на Южный Дагестан Сасанидского Ирана
При персидском господстве древние поселения на юге Дагестана уже в 5 веке превращаются в города (Чор, Дарваг, Анжи, Дербент). Последнему городу отдавалось особое место, здесь существовал самый удобный проход в Закавказье — Дербентский проход или Албанские Ворота, который был известен античным писателям. В этом месте с древних времен существовали укрепления, призванные сдерживать натиск кочевых орд, появлявшихся из Азии. Самые мощные каменные стены и сама Дербентская крепость, сохраненная до наших дней, были сооружены во 2-й половине 6 века по распоряжению одного из царей Сасанидской династии Хосрова 2 Ануширвана.
Цель построения Дербентской цитадели виделась в том, чтобы навсегда преградить путь кочевникам с Северо-Кавказских степей в Закавказье. С иранского языка «Дербент» : «дер» — «дверь», «бент» — «застава». Позднее арабы дали близкое по смыслу название Бабуль Абваб (ворота ворот). По сей день параметры Дербента вызывают удивление, общая длина обороняемой линии, которая перекрывает приморскую часть, составляет 46 километров; высота стен от 8 до 12 метров; толщина 5-7 метров; по стене могли проходить повозки.
В 5-7 веках ситуация в Закавказье оказалась запутанной и неоднозначной, вот почему в периоды ослабления династии Сасанидов, Албанским правителям на какое-то время удавалось восстановить свою власть, но затем ситуация изменялась в ползу персов. Это было заметно в Южных и Приморских районах Дагестана, в горах жизнь протекала по традиционному руслу и социальные отношения менялись мало.
Хазаро-арабское соперничество и ислам в Дагестане в 8-9 веках
В 6 веке наблюдается существенное изменение общей этно-политического положения в Дагестане. В этот период вся Европа и ее окраины охвачены процессом Великого переселения народов, что означало перемещение огромных масс населения, замену одних жителей другими.
Сам Дагестан этого времени напоминает бурлящий котел. Различные волны кочевников оттесняют коренное население, имеющих общие черты с другими албанцами, из равнинных приморских районов в труднодоступные горные части Дагестана. Орды савиров и гуннов сменяют москуты, булгары, барсилы, авары, тюркюты. Приход этих кочевников сопровождался грабежом, рабством и т.д..
В первой трети 7 века на большей части равнинного Дагестана окончательно закрепляются хазары. Они усиливают давление на Южный Дагестан. В 628 году они изгоняют персов, захватывают и разграбляют Чор и Дербент. Хазары начинают осваивать равнинные территории Дагестана, на которых основывают собственные поселения, укрепленные городища. В 7 веке в окрестностях города Махачкала хазары основывают собственную столицу, город Семендер.
Наиболее прочным хазарское присутствие оказалось на северном и центральном приморских частях Дагестана. На юге они продолжают бороться с персами, которые сохраняют за собой Дербент и окрестности. Все эти события касаются большей частью равнинных частей Дагестана. А внутри горного Дагестана в этот момент идет образование различных племенных союзов во главе с собственными вождями, которые сохраняли родоплеменной уровень с едва заметными феодальными зачатками. Из сообщений персидских и хазарских авторов известны некоторые из этих племенных союзов — Серир, Лакз, Зирихгеран, Табасаран.
В 7 веке на исторической сцене Дагестана возникает еще одно действующее лицо — арабы. Созданное ими государство Халифат начинает существенно влиять на жизнь всех государств и народов Ближнего и Среднего Востока. В Закавказье арабы сокрушат Сасанидский Иран, проникают на территорию Кавказской Албании, а в 40-е годы 7 века появляются на юге Дагестана. Впрочем их первое нашествие на Дагестан не увенчалось успехом, ибо после столкновения с хазарами, они в 50-е годы 7 века оставляют эти земли. На несколько десятков лет возрождается Албанское Царство и Южный Дагестан входит в его состав.
Возобновление арабской агрессии происходит в 20-е годы 8 века и вновь, как и раньше, идет соперничество с переменным успехом между хазарами и арабами. В 30-х годах 8 века арабских полководец Маслама Абдул-Муслим вытесняет хазар из большей части Дагестана и разрушает город Семендер.
В это же время арабы осуществляют процесс арабизации и исламизации Дагестана. В 732 году в городе Дербент расселяют 24 000 арабов из Сирии. Арабы на протяжении 8-9 веков насаждают исламские порядки во всех землях Дагестана. Им удается подчинить многие племенные союзы — Серир, Кайтаг, Кумух, Хунзах и другие.
Происходит религиозно-культурное воздействие. Вместо язычества, христианства, иудаизма насаждается ислам, строятся мечети, в оборот вводится мусульманское право (шариат), появляются кадии (судьи). Вместе с тем исламизация растянута во времени и мусульманство окончательно побеждает в Дагестане в 15 веке, а наиболее прочные исламские традиции укоренились на юге Дагестана.
©ncau.ru
создано на основе личных студенческих записей лекций и семинаров