Содержание:
- Миграции адыгов и абазин в 13-16 века
- Расселение адыгских и абазинских родоплеменных объединений
- Тюркоязычные народы Кавказа в 13-16 века (ногайцы)
Миграции адыгов и абазин в 13-16 века
Монголо-татарское нашествие и последующее владычество Золотой Орды во многом повлияли на этническую и территориальную обстановку Северного Кавказа. Аланы, вынужденные покинуть равнинные и предгорные территории Центрального Кавказа, в основном оседают в горах современной Осетии. Брошенные ими земли — равнинная часть верховья Кубани и Зеленчука, Пятигорье, земли современной Кабардино-Балкарской Республики — с конца 13 века начинают заниматься адыгами. Причем к концу 15 века здесь возникает этническое образование Кабарда.
В Приэльбрусье формируются родственные карачаевцам тюркоязычные балкарцы, которые в соответствии с родовой или территориальной принадлежностью, разделяются на ряд подразделений. Например, малкарцы, урузбиевцы.
На рубеже 13-14 веков массовые миграции осуществляет еще один коренной этнос — абазины. Абазины и абхазы в раннее Средневековье представляли собой единую этническую общность и занимали восточное побережье Черного моря, всю современную Абхазию и часть современного Краснодарского края до Туапсе. Вместе с адыгами они мигрируют на Северный Кавказ и оседают в юго-восточных районах современного Краснодарского края, а также в верховьях реки Кубань, Зеленчук и Кумы. Истоки Кубани, наиболее высокогорную часть, занимают карачаевцы, возникшие в результате сложных этнических процессов с участием автохтонных и пришлых народов.
После завершения походов Тимура и распада Золотой Орды к середине 15 века на Северном Кавказе устанавливается относительная стабильность и ряд коренных народов, оттесненных степняками в труднодоступные места, постепенно увеличивают свой этнический ареал. Территории расселения местных племен приобретают более устойчивые контуры, которые сохраняются вплоть до 18 века на Северо-Западном Кавказе, то есть земли от левого берега Кубани до Главного Кавказского хребта, традиционно заселены западными адыгами, которые как и прочие северо-кавказские народы подразделяются на целый ряд племен.
Расселение адыгских и абазинских родоплеменных объединений
На черноморском побережье наблюдается следующая картина. От реки Шахе до современных границ Абхазии земли заселены адыгским народом кубыхи, между которыми распылены мелкие абазинские этнические группы — лоо, джигеты, ахчипсоу.
На север от реки Шахе вплоть до современного Геленджика побережье занято другой адыгской общность — шапсугами, которые подразделяются на приморских и горных. От Геленджика до Тамани обитают натухайцы. На восток от шапсугов, практически в горной лесной местности в бассейнах рек Белой, Фаре, Псефирь, обитает крупное адыгское объединение абадзехи. На севере между абадзехами и Кубанью расположились бжедухи. На востоке от них — натухаевцы. На равнинах между реками Белая и Лаба фиксируется племенное объединение темиргоевцы, на юге от них — егерухаевцы и махошевцы. Самая большая часть расселения западных адыгов в междуречье Лабы и Урупа — бесленеевцы.
По своему социальному устройству все эти адыгские племенные объединения распадались на аристократические и демократические общества, кроме того присутствовали диалектные различия. Такие племена как бжедухи, бесленеевцы, темиргоевцы и другие имели наследственную власть князей. У абадзехов, шапсугов, кубыхов были вольные общества с выборными старшинами.
К 16 веку с началом турецко-татарской экспансией адыги получают новое наименование, надолго закрепившееся в других языках — черкесы (со староперсидского, черы- воин, кес — человек). Ближайшими соседями западных и кабардинцев стали переселившиеся абазины, которые в языковом отношении делились на два диалекта: тапанта и шкарауа. Подобно адыгам они также подразделялись на ряд племенных объединений.
От земель карачаевцев по направлению к черному морю в горных лесистых районах осели представители диалекта шкаруа, имевшие следующие подразделения: бешелбаевцы, тамавцы, кызылбековцы, шахгеевцы, баговцы, баракаевцы. Те, кто разговаривали на тапантинском диалекте, занимали верховья Кубани и верховья Кумы. Их подразделения в соответствии с именами родоначальников подразделялись: лоовцы, бибердовцы, дудароковцы, клычевцы, джантемировцы.
Предки карачаевцев в 14-16 веках в различных источниках указывались как тюрки-аланы или черные черкесы. И лишь в 17 веке они начинают фигурировать под своим именем, связанным с легендарным предводителем Карчим.
Тюркоязычные народы Кавказа в 13-16 века (ногайцы)
Распад Золотой Орды привел к появлению в степях Северного Кавказа ногайцев. Первоначально кочевья ногайцев простирались на восток от Волги до Западной Сибири. Со второй половине 15 века их отдельные родофеодальные образования с собственными наследственными владетелями мурзами начинают проникать на запад от Волги.
Около середины 16 века их орды уже прочно основываются на равнинах Северного Кавказа. Часть ногайцев проникают в бассейны рек Кубани, Урупа, Лабы и становятся соседями адыгов и абазин. О былом присутствии ногайцев свидетельствует тюркоязычная топонимика и гидронимика прикубанских земель. Другие поселения ногайцев оказываются в пределах Ставропольской возвышенности, Пятигорья, на Тереке и Прикаспийских районах.
У ногайцев на Северном Кавказе также сохранились собственные родоплеменные обозначения. Например: наурузовцы, тохтамышевцы, карамурзинцы. Так как ногайцы имели исключительно кочевой уклад, то сильного влияния на местные народы они не оказали. В 17-18 веках тюркский язык стал языком межнационального общения на Кавказе. Уже на землях Северного Кавказа в результате лингвистических процессов в ногайском языке сформировались три диалекта: верхнекубанский, ачикулакский, караногайский.
©ncau.ru
создано на основе личных студенческих записей лекций и семинаров