Ваххабизм на Северном Кавказе

На Северном Кавказе рост числа приверженцев ваххабизма наблюдался в конце 1980 – начале 1990-х годов, особенно в Дагестане и Чечне. На начальной стадии распространения ваххабизма на Северном Кавказе преобладала общая просветительская и благотворительная деятельность. В конце 1990-х гг. ваххабитами-радикалами создавались религиозно-политические структуры и вооруженные формирования.

Что такое ваххабизм. Основателем этого сравнительно молодого течения в исламе (оно зародилось в XVIII веке) стал арабский теолог Мухаммад ибн Абд аль Ваххаб. Если вкратце, то ваххабизм не является самостоятельным учением. Это составная часть фундаменталистского религиозно-этического направления суннитского ислама — салафии, возникшего еще в XIV веке. Для ваххабитов есть только один Бог, а для «неверных» неизбежен «джихад» — всех, кто не разделяет верований этих радикальных исламистов, «правоверные», руководствуясь заветами Ваххаба, должны убивать.

Ваххабизм — это определенный набор идей, основанных на исламе, который сводится к крайней нетерпимости к иноверцам и инакомыслящим; традиционный мусульманин уживается с представителем иной религии, ваххабит — никогда.

Ваххабизм на Северном Кавказе
Ваххабизм на Северном Кавказе

В конце 80-х-начале 90-х годов ваххабиты начали активно осваивать постсоветское пространство, в особенности Северный Кавказ. Главным образом, эта идеология насаждалась из Саудовской Аравии, где ваххабизм — государственная религия. Дагестан, Чечня, Ингушетия, Карачаево-Черкессия и Кабардино-Балкария — в этих регионах ваххабистские течения существуют и сегодня, но они уже не имеют ярко выраженного влияния.

Ваххабизм появился и начал свое распространение на Северном Кавказе отчасти благодаря религиозному кризису, характерному в период распада СССР как для ислама, так и для христианства (в постсоветском пространстве, в больше степени для православия). Однако, это не было единственной и, что самое важное, основополагающей причиной для закрепления этого течения на этой территории. Также некоторые Западные державы, хотели использовать как некий «пороховой заряд», который должен был взорвать кавказские республики изнутри.

Активное участие в обеих Чеченских кампаниях принимали наемники-арабы и другие иностранцы. У определенных исламистских и западных государств существовал стратегический план по отделению территорий Северного Кавказа от России – это регион всегда вызывал интерес и как транспортная артерия, и как кладезь природных ресурсов.

Арабские, чеченские и дагестанские ваххабиты имеют прямое отношение к организации и проведению вторжения в Дагестан в 1999-м году. Ранее они заявили о себе в крупном боестолкновении в районе ущелья Урыш-Мурды (1995-й год), при уничтожении колонны российского мотострелкового полка. Расследование терактов, потрясших в конце 90-х Москву, Буйнакск и Волгодонск, доказывают прямое участие ваххабитов в организации и проведении данных кровавых акций. Дагестанские селения Карамахи и Чабанмахи в 1998 году также стали известны широкой общественности как оплоты ваххабизма.

В частности, на территории Буйнакского района Республики Дагестан в 1998-1999 гг. существовал ваххабитский автономный анклав, известный как Кадарская зона (или Отдельная исламская территория). В анклав, располагавшийся в Кадарском ущелье, входили села Карамахи (с населением около 5000 человек), Чабанмахи, Кадар и Ванашимахи. «Отдельная исламская территория» была уничтожена в результате масштабной войсковой операции регулярной российской армии 29 августа — 13 сентября 1999 года, вскоре после отражения федеральными силами РФ вооруженного вторжения отрядов Хаттаба и Басаева в Дагестан. Операция по ликвидации ваххабитского анклава проводилась с активным применением реактивной артиллерии, боевой авиации и бронетехники, в результате чего были полностью разрушены 1850 домов местных жителей.

19 сентября 1999 года в Дагестане был принят Закон РД «О запрете ваххабитской и иной экстремистской деятельности на территории Республики Дагестан», запретивший пропаганду идеологии и практику ваххабизма в республике. Аналогичные законы в настоящее время приняты в Ингушетии и Карачаево-Черкесии, Кабардино-Балкарии, Чечне. Однако ни в одном из этих законодательных актов не содержится конкретного упоминания признаков ваххабизма.

© На основе открытых данных в интернете

Еще по теме:

Автор: Северный Кавказ

Серия статей по истории народов Северного Кавказа с древнейших времен до современности.

1 Комментарий

  1. Почему нет конкретного описания ваххабизма? Потому что это и есть ислам…

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *