Содержание:
- Появление алан на Северном Кавказе
- Аланы в эпоху Великого переселения народов
- Расцвет и гибель аланского государства
Появление алан на Северном Кавказе
Один из наиболее ярких следов в ранней средневековой истории Кавказа был оставлен аланами, народом, создавшим собственную государственность. Впервые они фиксируются вначале 2 века до н.э. и затем на протяжении все своей истории они фигурируют в сообщениях армянских, грузинских, византийских, арабских и прочих авторов под разными именами — роксоланы, аланросы, асии, асы, ясы, овсы, осы.
Ученые убеждены, что аланы были ираноязычными и являли собой одну из ветвей сарматов. К 1 веку н.э. придя их степей Средней Азии, заняли громадные пространства в Южном Приуралье, Нижнем Поволжье, Приазовье, образовав мощный племенной союз. В это же время орды алан распространяются на значительной части Северного Кавказа, подчиняя своему влиянию автохтонные народы, лишь горные районы Чечни, Дагестана и западного Кавказа сохранили свою самобытность.
Первоначально экономической основой алан было кочевое скотоводство. Общественное устройство основывалось на принципах военной демократии. С 1 по 4 века различные источники постоянно говорят о военных походах алан на сопредельные страны и народы. Осуществляя набеги в Закавказье, они вмешивались в борьбу между великими державами того времени (Парфия, Рим), учавствуют на стороне и против владетелей Иберии, Армении, Албании.
В отличие от более ранних иранских пришельцев, аланы смогли перейти к оседлости и земледелию, что помогло им закрепиться на Центральном Кавказе. В 3 веке Алания — грозная сила, с которой должны считаться соседние государства, например, Боспорское Царство.
За несколько сотен лет своего господства на Северном Кавказе, аланы оказали настолько мощное воздействие на аборигенов, что культура всех местных народов подверглась нивелировке и приобрела единые признаки, в том числе аланский катакомбный погребальный обряд обнаруживается в различный уголках Кавказа. Присутствие алан зафиксировано в народном эпосе адыгских и нахских сказаний, например, эпические легенды вайнахов «Илии».
Аланы в эпоху Великого переселения народов
В конце 3 века н.э. могущество алан было существенно подорвано нашествием новых кочевых орд из Центральной Азии. Первоначально в 70-е годы 3 века полчище гуннов разгромило и оттеснило алан в предгорья, а другую их часть увлекла в свои дальние европейские походы.
Одна из гуннских группировок, акациры, оставались в северо-кавказский степях на протяжении всего 4 века. Тогда же в конце 3- начале 4 веков н.э. практически в одно время с гуннами на Северный Кавказ устремляется еще целый ряд монгольских и тюркских по происхождению племен. Наиболее заметный из них — племенное объединение болгар.
Натиск кочевников вынудил оставить алан всю степную часть Северного Кавказа и удалиться в предгорные и горные районы. Поселения алан в то время основывается на современных землях Пятигорья, КЧР, КБР, Осетии, Ингушетии. Основным типом жилищ становятся укрепленные городища, которые сооружались в труднодоступных местах. Это было оправданно, ибо кочевая экспансия на Северном Кавказе не утихала в течение нескольких столетий.
В 6 веке аланы испытали на себе давление кочевого союза тюрков, создавших собственное громадное образование Тюркский Каганат. В 7 веке стало осуществляться подчинение кочевых и аборигенных народов Кавказа со стороны другого степного этноса хазар.
Аланские союзы центрального Кавказа попали в зависимость от хазар и на стороне последних приняли участие в целой череде хазаро-арабских войн 7-8 веков. Хазарские и арабские авторы в этот период указывают на Центральный Кавказ как на постоянное место жительства алан, также Дарьяльский проход (Дарьяльское ущелье), соединяющий Северный Кавказ с Закавказьем, с арабского Баб ал Алан (аланские ворота).
К этому времени среди алан формируются две крупные и самостоятельные общности. Выделяются:
- западные аланы (аштигор), КЧР, востоные районы Краснодарского края и Ставропольский край;
- восточные аланы (ардосцы), КБР, Осетия, Ингушетия.
В конце 10 века хазарское давление на алан ослабевает и создаются предпосылки для формирования самостоятельного аланского государства. За почти тысячелетний период пребывания на Северном Кавказе аланы смогли достичь значительных успехов в различных отраслях. Наряду с традиционным скотоводством развивалось плужное земледелие, ремесла — гончарное, оружейное, кузнечное, ювелирное. С 7 века ремесло отделяется от сельского хозяйства и превращается в самостоятельную отрасль.
Раскопки аланских городищ дали материал о социальной дифференциации в их среде. Образованию классов способствовали процессы христианизации, которые особенно активизировались в 10 веке. Христианство проникало в Аланию через Грузию и византийских миссионеров. В итоге, по всей Алании разворачивается строительство церквей по византийскому образцу.
Расцвет и гибель аланского государства
В 10 веке происходит объединение западного и восточного аланских племен в единое Аланское государство. В социальном плане в алании выделяется привилегированный класс феодалов, эксплуатировавший крестьян-общинников и патриархальных рабов.
В середине 10 века упоминаются властители Алании, обладавшие титулами «духовного сына» и «Божественного владыки Вселенной». К этому времени можно говорить о возникновении городов у алан, например, город Магас.
К развитию отношений с аланами стремятся не только соседи, прежде всего Хазария и Грузия, но и отдаленные ильные державы — Арабский Халифат, Византия, Киевская Русь. В этот период имели место династические браки между правителями Алании и другими странами.
Как и прочие ранние феодальные государства той эпохи, Алания после своего расцвета во второй половине 12 века погружается в пучину феодальный междоусобиц. Некогда единое государство к началу 13 века распадается на ряд мелких владений, враждующих друг с другом.
В состоянии феодальной раздробленности застает Аланию татаро-монгольское нашествие. С 1222 года монголы делают первые попытки подчинить Аланию, однако планомерное завоевание всей страны начинается с 1238 года. Несмотря на героическое сопротивление, часть алан уничтожается татаро-монголами, другая их часть пополняет войска татаро-монгольских ханов, а третья часть алан рассеивается по горным труднодоступным местам Центрального Кавказа, где начинается процесс смешения алан с местными автохтонными народами. Современные народы: осетины, балкарцы, карачаевцы имеют в собственном этногенезе определенную долю аланского компонента.
©ncau.ru
создано на основе личных студенческих записей лекций и семинаров
Поясните, что за города Эбриана и Серака, чьи они по принадлежности, где посмотреть их останки, и откуда инфа об их существовании. Я живу в этих местах (станица Кавказская), но нигде в интернете не нашёл этих названий.
Дмитрий, возможно информация будет в Краевой библиотеке им. Лермонтова в Ставрополе. В интернете далеко не вся информация, тем более по такой специфической теме как история отдельного региона.
Дарьял от персидского Дари алан, аланские ворота. В грузинских хрониках Осети кареби, осетинские ворота
Нету такого в грузинской хроника,не ври.
Дараял с переводе Ингушского имеет два обозначения, Дараьла-Израненные, второй обозначения, Дар-Шолк, Аьла -предводидель, правитель,, Господ, дословно Дар Аьла-Шолк Гаспод
Хамзат Барахоев (от 19.12.2020 в 06:21 )
«Дараял в переводе с Ингушского имеет два обозначения,
— Дараьла — Израненные;
— Дар-Шолк, Аьла — предводидель, правитель,, Господь — дословно ‘Дар Аьла-Шолк’
»
……….Семантика обоих этих «обозначений» довольно странная для названия Дарьялского прохода.
……….Ну, как может называться Дарьялский проход прилагательным «Израненные» ?!
……….Или эпитетами «предводитель, правитель,, Господь» ?!