Первые Русские на Северном Кавказе

Содержание:

Появление древних русов на Северном Кавказе

Отношения между Россией и северным Кавказом имеют давние традиции и отходят ко временам раннего киевского государства. Согласно летописи и известий различных восточных авторов, уже в начале 10 века древние русы совершали экспедиции на судах через Волгу к Каспийскому морю.

На ряду с торговлей, они занимались набеговой экспансией, осуществляли разбой и грабеж у берегов Дагестана и Азербайджана. Известен поход русов 913-914 годов, когда они на 500 судах достигли района города Баку. В 40-е годы 10 века фиксируются появления дружин из Руси на землях Дагестана и Азербайджана, причем дагестанцы примыкали к этим походам за добычей.

Экспедиции на Каспий носили регулярный характер, так как в устье Терека, Аграханский залив, была устроена одна из промежуточных баз русов и поселения. В самом Дербенте в тот период часто проживали русские купцы, в городе сбывалось большое количество русского льна. Присутствие выходцев из Киевской Руси фиксируется на протяжении всего домонгольского периода.

Так в 1175 году в сражении у берегов северного Азербайджана в составе сил дербентского мира участвовал целый флот 70 русских кораблей. Несколько позднее в Прикаспии начинается проникновение древних русов на Северо-Западный Кавказ. Начало было положено походом Святослава 965-966 годов, в котором помимо киевских дружинников участвовали кочевники гузы. Своим рейдом Святослав нанес последний удар умирающей Хазарии, кроме того он разгроми наступивших против него ополчения алан и касогов.

Возникновение и существование Тмутараканского княжества

Тмутараканское княжество
Открыть в полном размере

С конца 10 века открывается  возможность для славянской колонизации нижнего Дона и Приазовья. В 988 году после захвата ряда крымских городов дружинами князя Владимира Святославовича, часть русских воинов высадилась и овладела некоторыми районами Таманского полуострова. Так было положено начало Тмутараканского княжества, в состав которого вошл часть Тамани и часть Крымского берега, город Керчев и его окрестности.

В 988 году в Тмутаракань на княжение был посажен один из сыновей князя Владимира Мстислав. Помимо русов в Тмутаракани проживали все окрестные народы: адыги, болгары, хазары, аланы, византийские и греческие купцы. Соседние племена были поставлены в зависимость от князя Мстислава и платили дань, поставляли воинов.

Несколько раз прибрежные адыги пытались освободиться от Тмутараканской зависимости. Известна попытка 1022 года, когда выступление возглавил адыгский князь, богатырь Редедя. В личном поединке князь Мстислав победил Редедю и его дружина обратила в бегство касогов, которые вскоре стали принимать участие в различных акциях Тмутаракани.

В ходе очередной муждоусобицы на Руси, князь Мстислав Тмутараканский, соперничая с Ярославом Владимировичем, не раз приводил свои дружины под Киев, где было не мало хазар и касогов. В 1024 году он нанес поражение брату при Листвене и получил под контроль земли по левому берегу Днепра.

Хотя территория Тмутараканского княжества была относительно невелика, оно являлось крупным политическим и экономическим центром, контролировало Дон, Кубань и нижнюю Волгу. Наивысший расцвет княжества пришелся на правление князя Мстислава. А после его смерти в 1036 году Тмутаракань становится местом пребывания князей-изгоев, представлявших Черниговскую ветвь и враждовавших с Киевом.

Судя по источникам, история Тмутараканского княжества продлилась более 100 лет и в 1094 году летописи в последний раз упоминают Тмутаракань как русское княжество, впрочем как и последнего правителя князя Олега Тмутараканского. В начале 12 века контроль над Таманской частью побережья Крыма, вплоть до монгольского нашествия, оказалась в руках Византии, а затем и генуэзцев.

Вытеснение русичей с восточного Причерноморья и Приазовья отвечало интересам слабеющей империи, которая нуждалась в постоянном подвохе продуктов для Константинополя и нефтяных источниках Тамани, так как нефть выступала исходным материалом для стратегического оружия византийцев «греческого огня«. Даже после перехода под византийское владычество в Тмутаракань продолжали прибывать русские купцы. Память от Тмутаракани и его князьях была запечатлена в ряде адыгских преданий.

Контакты Московии и Северного Кавказа в 16 веке

Монголо-татарское нашествие и Золотая Орда надолго прервали связи Руси с Северным Кавказом. Возобновление контактов начинается уже на позднем этапе создания централизованного Московского государства. Известно, что в 60-е годы 15 века правитель Ширвана и Дербента Фаррух-Ясар отправил своего посла Хаслан-бека в Москву к великому князю Ивану Васильевичу (Ивану 3). В 1466 году последовало ответное посольство из Москвы в Шимаху Василия Панина, с которым в Дербент прибыла группа русских купцов. Среди ни был знаменитый уроженец Твери Афанасий Никитин.

Более регулярное посещение Прикаспия начинается после покорения Казани и Астрахани, то есть после того как Московия полностью овладевает Волжским путем. Появляется возможность для развития постоянных отношений с Закавказьем и Ираном.

Несомненно. что внешнеполитические успехи Ивана 4 привлекают внимание различных Северо-Кавказских владетелей, изнуренных постоянной борьбой с Ираном, Турцией и Крымским ханством. Известно, что в июне 1552 года в Москву прибыл один из закубанских владельцев, князь Албуздуй, который заключил союз с царем против Крыма. В ноябре 1552 года Иван 4 принял посольство беслинеевцев и абазин, обязавшихся служить Московии. В «Черкасы» с ответным визитом был отправлен посол Андрей Щепотьев, который в 1555 году возвратился в Москву с новым посольством из западно-адыгских и абазинских представителей. В июле 1557 года к Ивану 4 явились князья Темрюк и Тазрют, представлявшие Кабарду.

Итогом всех тих контактов стал тот факт, что часть западно-адыгских и абазинских владетелей, а также кабардинские князья, признали себя подданными Московского государства и обязывались ходить на всякие государственные службы. Царь со своей стороны обещал помогать и защищать горцев от турецких и татарских угроз, а в 1555-1556 годах отряды московских служивых людей посылались для их поддержки.

В 1557 году на территории малой Кабарды в устье реки Сунжи на правом берегу Терека был выстроен русский острог, крепость Терки, который неоднократно разрушался, но в 1590 году вновь был восстановлен. Адыги со своей стороны , в частности князья Сибог и Машук со своими отрядами, воевали в Ливонской войне на стороне Москвы.

После женитьбы Ивана 4 на дочери кабардинского князя Темрюка Гацанеи (при крещении Мария), ее братья и родственники были призваны к Московскому двору и, таким образом, положили начало новой аристократической династии Московии князей Черкасских.

Факт принятия русского подданства частью адыгов и абазин оказался относительным, ибо значительная удаленность самой Москвы, многочисленные ее внутренние и внешние проблемы, не позволяли поддерживать постоянное русское присутствие на Северо-Западном и Центральном Кавказе.

Установление постоянного русского присутствия в Северном Дагестане

Тогда же во второй половине 16 века стали возникать связи Москвы с Северо-Западным Кавказом. В 1557 году в Москве появляются послы от Шамхала Тарковского и Тюменского, владения на нижнем Тереке. Кумыкские владетели также изъявили желание служить московскому государю, однако, последние являлись соперниками кабардинцев и в итоге возникла сложная дипломатическая ситуация. В итоге, Иван 4 предпочел кабардинских князей, что привело к целой череде русско-кабардинских походов против Шамхальства Тарковского и Тюменского.

Принять русское покровительство изъявляют правители  Восточной Грузии (Кахетии). Стараясь установить связь с единоверцами, царь Федор Иванович распорядился основать крепость в Северном Дагестане. В 1588 году в устье Терека в пяти верстах от Каспийского моря закладывается новый Терский городок, который начинают именовать Терки. В отличие от других крепостей, Сунженского и Сулагского острогов, крепость Терки оказалась наиболее крепким пунктом, так как просуществовала до 20-х годов 18 века.

Русское присутствие на Северо-Восточном Кавказе, в Приморском Дагестане, в отличие от Черкессии и Кабарды, имело последовательный и непрерывный характер. В силу того, то здесь постоянно находились гарнизоны московских служивых людей и потому, что на Тереке самопроизвольно обосновалось казачество (гребенские и терские казаки). Городки вольных казаков начиная со 2-й половины 16 века, служили надежным центром проведения русской политики на Северном Кавказе.

©ncau.ru
создано на основе личных студенческих записей  лекций и семинаров

Еще по теме:

Автор: Северный Кавказ

Серия статей по истории народов Северного Кавказа с древнейших времен до современности.

2 комментария

  1. Служилые казаки на Тереке несли царскую службу, которая для них, в отличие от вольных казаков, была обязательной. Особенность терских городовых казаков состояла в том, что они были пешими воинами. Поэтому их использовали в основном как вспомогательную силу в военных акциях, предпринимаемых на Северном Кавказе русским правительством.

  2. Казаки то есть — белые воины Руси жили и служили на Кавказе со времён Русколани — Кавказской РУСИ, то есть с 5 века до новой эры. Андрей Первозванный построил в 1 веке там часовню и крестил многих равноконечным крестом Жизни Христа с солнечным ореолом. Крест смерти Христа (латинский) ввели только в 6 веке новой эры.

Добавить комментарий для Родослав ВАЖНИН Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *